Приобщение к культурному наследию

Тематика проекта


приобщение к культурным ценностям (духовно-нравственное воспитание)

 

Название проекта


Международные Достоевские чтения

 

Оригинальная идея проекта


Международные Достоевские чтения ежегодно проводятся в Школе имени Достоевского с целью пропаганды духовных и нравственных ценностей русского культурно-исторического наследия. Тематика Чтений напрямую связана с творчеством великого классика и включает в себя разностороннее изучение культуры XIX века и его влияние на современную действительность.

Каждый год участниками Международных Достоевских чтений становятся не только московские школьники, но и обучающиеся из других городов - как российских, так и зарубежных школ. В этом году в данном проекте приняло участие более 400 обучающихся из 34 городов России и около 40 школьников из зарубежных школ.

Обучающиеся дошкольного отделения, начальной, средней и старшей школы в рамках Международных Достоевских чтений могут принять участие в конкурсах по направлениям:

1.   Научно-исследовательские работы обучающихся по филологии (литература, русский язык) “Лейтмотив” (для обучающихся 7-11 классов);

2.   Научно-исследовательские работы обучающихся по истории “Зеркало жизни” (для обучающихся 6-11 классов);

3.   Литературное творчество (поэзия, проза) “Живое перо” (для обучающихся 1-11 классов);

4.   Театральное (художественное) исполнение произведений “Волшебная сила слова” (для всех категорий обучающихся);

5.   Выразительное чтение произведений “Волшебная сила слова” (для всех категорий обучающихся);

6.   Изобразительное искусство (живопись, рисунок, скульптура) “Галерея изящного искусства” (для всех категорий обучающихся);

7.   Проектная деятельность “Достоевский и мы” (для обучающихся 5-11 классов);

8.   Театральные и сценические постановки “Мастерская театрального искусства” (для всех категорий учащихся).

Международные Достоевские чтения проводятся при участии и поддержке Государственного музея истории российской литературы им. В.И. Даля, Музея-квартиры Ф.М. Достоевского, Фонда Достоевского, Проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО», Клуба писателей-выпускников Литературного института имени М. Горького, Клуба «Дом друзей Ф.М. Достоевского», Управы района Люблино.

 

От задумки до результата


Для верного выстраивания всех организационных моментов конкурса международного или всероссийского уровня необходимо было в первую очередь составить документ, который регламентировал бы порядок участия обучающихся и порядок проведения всех конкурсов, включенных в состав Чтений. Таким документом стало Положение о проведении Чтений, в которое были включены цели и задачи, возможные участники, координационный совет, порядок проведения Чтений. Также были созданы положения о каждом из конкурсов, входящих в состав Чтений, которые регламентировали порядок подачи заявок и участия в конференции.

Следующим шагом было создание организационного комитета конкурса из числа сотрудников школы имени Достоевского, каждый из которых был включен в специальную организационную группу. На базе «Положения о проведении Чтений» были созданы и разосланы образовательным организациям Российской Федерации (через ассоциацию школ ЮНЕСКО) необходимые информационные материалы (информационные письма, презентация, положение).

Для контроля заявок и присылаемых материалов на сайте школы была организована специальная вкладка, на которой была размещена электронная форма заявки, форма для загрузки материалов, а также все необходимые для участников информационные материалы.

В процессе формирования заявок каждому участнику присваивался идентификационный номер, что в дальнейшем позволило избежать сложностей и организовать удобную форму ведения данных по конкурсным работам.

Для каждого из конкурсов, включенных в программу Чтений, необходимо было сформировать экспертный совет жюри, включив в него профессионалов данной области. В связи с этим была проведена большая работа с профессиональными сообществами художников, писателей, историков, литературоведов, театральных деятелей, что позволило привлечь к оценке работ обучающихся экспертов высокого уровня.

В связи с необходимостью проведения Чтений в дистанционном формате, в этом году участие в Десятых Международных Достоевских Чтениях состояло из следующих этапов: подача заявки через электронную форму на сайте школы имени Достоевского, загрузка конкурсных материалов (согласно положению о конкурсе), участие в дистанционной защите своей работы и участие в дистанционной итоговой конференции, на которой члены жюри озвучивали свой вердикт и объявляли лучшие работы конкурсантов.

Для создания особой атмосферы в период проведения Достоевских чтений в школе имени Достоевского проводилась особая культурно-досуговая и социально-культурная программа, включающая организацию и проведение образовательно-познавательных викторин как для обучающихся, так и для их родителей. Дополнительно к этому преподавателями школы имени Достоевского проводились открытые лекции и мастер-классы в рамках тем и направлений Чтений. На итоговой конференции Международных Достоевских чтений была показана театрализованная постановка “Ф.М.Достоевский: сквозь страницы времени”.

В результате участия в данном проекте в этом году 122 работы обучающихся были отмечены членами жюри в различных номинациях, при этом лауреатами Чтений стали не только обучающиеся средней и старшей школы, но и обучающиеся дошкольного отделения и начальных классов.

 

Полезные эффекты от реализации проекта для участников образовательных отношений


Можно уверенно говорить о том, что участие в Международных Достоевских чтениях:

- позволяет выстроить эффективную систему наставничества между юными талантами и опытными экспертами в данной профессиональной области;

- позволяет создать дружественную атмосферу сотрудничества обучающихся образовательных организаций из разных городов России и зарубежья;

- позволяет познакомить обучающихся разных возрастов с культурным и духовным наследием эпохи Ф. М. Достоевского;

- позволяет обучающимся попробовать себя в разных научных и творческих сферах, что положительное влияет на профессиональное самоопределение обучающихся.

 

ФОТОГРАФИИ


Ссылки


Международные Достоевские чтения

X Международные Достоевские чтения

X Международные Достоевские чтения (презентация)

 

СМИ о Достоевских чтениях:




Изучаем Достоевского и развиваемся

Достоевский в современной школе

 

Публикации


1 день Девятых Международных Достоевских чтений

2 день Девятых Международных Достоевских чтений

3 день Девятых Международных Достоевских чтений

4 день Девятых Международных Достоевских чтений

Финал Девятых Международных Достоевских чтений

 


Литературно-музыкальная композиция в рамках Девятых Международных Достоевских чтений

Литературная композиция в рамках Десятых Международных Достоевских чтений